Пасха

Здесь приведена статья о том, как с принятием христианства трактуют до сих пор, что такое Пасха. И очень жаль, что не рассказывают, что корни этого праздника уходят в язычество…

Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения – центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с огромным благоговением, торжеством и радостью.

Вместе с христианством на Русь из Византии пришла традиция отмечать Пасху. Этот праздник был самым торжественным и получил название «Царь дней» или «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой или Страстной. Ее самыми значительными днями считаются: Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства, Страстная Пятница – страдания Иисуса Христа, Великая Суббота – день печали, и, наконец, Светлое Воскресение Христово. В эти же дни начинают подготовку праздничного пасхального стола.
Подготовка Пасхального стола. Традиционные пасхальные блюда: куличи, пасхи, бабы, крашенные яйца. Раньше яйца красили не только на Пасху, но еще и на Троицу их окрашивали в зеленый цвет. А куличи и пасхи в наше время, как и раньше, пекут один раз в год – на Пасху. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели очертания зайчиков, петушков, голубков, жаворонков. К праздничному столу готовили много блюд. Запекали барашка, окорок, жарили телятину. Их подавали только в холодном виде, так как одним из главных правил Пасхального стола было исключение горячих блюд. Так же на пасху нельзя было подавать рыбу. Праздничный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным, красивым. Куличи и пасхи украшали цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательным занятием. Дети и взрослые создавали цветы из яркой цветной бумаги, ими украшали иконы, дом, стол.
По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, который специально заранее проращивали для праздника. В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Пасха считалась семейным праздником, поэтому вокруг праздничного стола собирались самые близкие люди. А в течение всей Светлой Недели в дом приходили друзья и знакомые, которых угощали всевозможными кушаньями.
В Великий Четверг начинают приготовление самых важных атрибутов Пасхального стола. Готовят пасху, пекут куличи, бабы, блины, медовые пряники. Мелкие изделия из лущеной пшеничной муки лепят в виде крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков. Начинают красить и расписывать яйца.
Вообще яйцо в мировоззрении древних народов задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную. Древние философы с помощью яйца показывали изображение мира. Плутарх возвеличивал этот продукт, считая его творцом всей природы. В христианстве же пасхальное яйцо приобрело новое значение. Красное яйцо – символизировало радость воскресения и возрождения рода человеческого. «Крашенки» и «Писанки». Сначала пасхальные яйца окрашивали только в красный цвет. У славянских народов освященному в церкви красному яйцу приписывались необыкновенные свойства: верили, что оно помогало в сердечных делах, спасало дом от пожара, защищало домашних животных от болезней, оберегало от града. Считали, что катание яиц по земле способствовало плодородию. Крестьяне, например, поглаживали красным яйцом лошадь или корову, приговаривая: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко».
Существовало два вида пасхальных яиц – «крашенки» и «писанки». «Крашенки» – это вареные яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухи, листьев березы или крапивы, коры дуба, еловых шишек), их можно было есть за пасхальным столом. Если хотели, чтобы на яйцах получился красивый мраморный рисунок, их красили при помощи цветных красящих ниток или разноцветных лоскутков, которые хорошая хозяйка заготавливала заранее в течение года. Вымытые и высушенные яйца обвязывали яркими цветными красящими нитками. Затем клали в кастрюлю, заливали холодной водой и варили 15-20 минут. После этого с них снимали нитки, и придавали блеск с помощью подсолнечного масла. Вся прелесть такого окрашивания заключалась в непредсказуемости и неповторимости мраморного рисунка.
«Писанками» – в старину называли сырые яйца, которые можно было красить любыми красителями. На них выводились символические знаки, рисовались узоры и даже пейзажи.
«Писали» яйца при помощи воска и красок. Специальную проволоку небольшого диаметра «писачек» опускали в растопленный воск и тонкими линиями выполняли рисунок на поверхности яйца. А затем опускали его в краситель. Расписанные таким образом, яйца окрашивались в местах, не тронутых воском. Иногда на разноцветно окрашенные «писанки» наклеивались сделанные из золотой или серебреной фольги всевозможные украшения.
И те, и другие «писанки» отличались многообразием узоров, которые в каждом регионе и в каждой семье были свои собственные. «Писанки» обычно дарили друг другу на счастье и украшали ими пасхальное дерево, которое ставилось под иконами.