Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зри­тельным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочета­нии в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, исто­рическими справками. Он учит правильно воспринимать уви­денное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фак­там, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следую­щие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:

· наличие темы, цели и конкретных задач;

· наличие группы или индивидуального экскурсанта;

· наличие экскурсовода; » протяженность во времени;

· показ экскурсионных объектов в месте их непосредствен­ного расположения; » целенаправленность осмотра;

· передвижение по заранее разработанному маршруту.

В основу экскурсии положены следующие принципы:

научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оцен­ку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;

· идейность;

· правдивость;

· связь теории с практикой;

· доходчивость;

· убедительность;

Экскурсии выполняют следующие функции:

· экономическую;

· идейно-политическую;

· общеобразовательную;

· информационную;

· воспитательную;

· организации содержательного отдыха;

· расширения кругозора; » формирования интересов человека;

· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).

Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:

· выбор темы;

· отбор и изучение источников;

· создание новой экскурсии на избранную тему;

подготовка для ее проведения.

Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее глав­ная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соот­ветствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:

· индивидуальность;

· точность;

· образность;

· легкость воспроизведения и запоминания;

· благозвучие.

Совокупность нескольких тем или большая их группа пред­ставляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторон­ность, связь с современностью. Непосредственный процесс соз­дания экскурсии состоит из следующих основных этапов:

· определение цели экскурсии и ее задач;

· подбор, изучение литературных и других источников ин­формации;

· отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и до­полнительных);

· разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);

· составление контрольного текста экскурсии;

· выбор методических приемов ведения;

· составление методической разработки;

· подготовка вариантов индивидуального текста;

· заключение о тексте и методической разработке;

· проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Разработку экскурсий проводят в соответствии с их класси­фикационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с прису­щими этим группам признаками:

· состав участников;

· содержание;

· тематика;

· место проведения;

· формы проведения;

· способ передвижения; » цикличность.

По составу участниковподразделяют экскурсии для следую­щих категорий лиц:

· детей (школьников младших классов);

· взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);

· городских жителей;

· сельских жителей;

· местного населения;

· приезжающих туристов;

· индивидуалов.

Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.

По содержаниюэкскурсии подразделяют на обзорные (мно­гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они мно­готемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

Тематическиеэкскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (эколо­гия города, определенной местности и т.д.), но и подразделяют­ся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.

Исторические экскурсии по своему содержанию подразделя­ются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; архео­логические; этнографические. Раскрываемые в данных экскур­сиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыс­лы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, ну­мизматику и др.).

Формированию и развитию эстетического вкуса, способно­сти и необходимости человека различать и оценивать искусстве и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явле­ний жизни на уровне прекрасного содействуют искусствоведче­ские экскурсии:

· знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным ис­кусством);

· театрально-музыкальные экскурсии.

Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экс­курсии:

· литературно-биографические (монографические) — по мес­там, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;

· историко-литературные, знакомящие с определенным ис­торическим этапом развития литературы;

· литературно-художественные — по местам и событиям, от­раженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев.

Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты по­каза встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных сти­лей; творчество архитекторов; градостроительство (историче­ская и современная застройка города, местности).

К экскурсиям, которые классифицируются как по содержа­нию, так и по месту проведения, относятся производственные. Они бывают следующих видов:

производственно-исторические (раскрывают определенный этап развития предприятия, производства, отрасли про­мышленности);

· производственно-экономические (освещают эффективность

· деятельности предприятия);

· производственно-технические (посвящены использованию на производстве достижений науки и техники, современ­ных технологий).

Особую значимость данные экскурсии приобретают в деле сохранения трудовых традиций, повышения квалификации кад­ров, профессиональной ориентации молодежи.

Кроме производственных к экскурсиям по месту проведенияотносятся: музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).

Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсан­тов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).

Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (об­зорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.

Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематиче­скими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в ко­нечном пункте следования.

Загородную экскурсию следует отличать от путевой инфор­мации, которая в отличие от экскурсии имеет свои особенности:

 

первичность рассказа, его справочный характер, интересная об­разная информация о населенных пунктах в пути следования, жизни и деятельности известных людей данного региона. Одна­ко в данной информации не используется материал тех экскур­сий, которые предусмотрены в пунктах назначения.

Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспе­чивается различными формами проведенияэкскурсий, среди которых выделяются: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.

По способу передвиженияразличают пешеходные (обеспечи­вается маневренность группы, возможность более глубокого изучения объектов показа, невысокая стоимость), с использова­нием транспортных средств (могут применяться различные виды транспорта: наземный и подземный, а также воздушный) и ком­бинированные экскурсии.

По цикличности проведенияэкскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).

Даже краткий приведенный выше обзор классификации экс­курсий говорит о ее значимости для практической стороны экс­курсионного обслуживания. Учет классификационных призна­ков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экс­курсоводов, совершенствованию их профессионального мастер­ства, созданию новых тем экскурсий. При разработке экскур­сий следует учитывать:

· дифференцированный подход к обслуживанию различных групп;

· спрос на определенный вид (тему) экскурсии;

· совершенствование экскурсионного обслуживания.

Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:

1. Список использованных источников, включающий не толь­ко литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, за­писи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).

 

2. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов (приложе­ние 16). Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. Предприятиям, занятым экскурсионным обслу­живанием, целесообразно иметь карточки на все экскурсионные объекты, расположенные на обслуживаемой территории. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, по­зволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.

3. Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фраг­менты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания ок­ружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).

Контрольный текст — тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопро­сы, композиционно состоящий из введения, основной части, за­ключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении мето­дической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структу­рой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.

Тенденции культурного развития общества требует особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов. Последним свойственна актуализация и группирование в опре­деленной связи, объединение в новую информационную сово­купность — материалы прецедентных текстов, фрагменты раз­личных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экс­курсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до

 

сих пор остаются неизученными с точки зрения закономерно­стей, актуализации языковых средств при создании синтетиче­ского типа экскурсионных текстов.

4. Схема маршрута — путь следования экскурсионной груп­пы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их на­блюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.

5. Комплект наглядных пособий — «портфель экскурсово­да» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.

6. Методическая разработка — основной документ экскур­сии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрыва­ются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рас­сказа, проиводятся указания по ведению экскурсии и дифферен­цированному обслуживанию. 

Экскурсовод— специалист, под руководством которого про­исходит процесс познания окружающей действительности в со­ответствии с требованиями методики проведения экскурсии.

Работа экскурсовода характеризуется рядом особенностей. Помимо глубоких теоретических знаний она требует определен­ных практических навыков и умений и предъявляет конкретные требования к экскурсоводу как личности. Он должен обладать следующими характерными чертами:

· интеллектуальностью;

· индивидуальностью;

· ответственностью;

· личным достоинством;

· активной жизненной позицией.

В освоении профессии экскурсовода важными являются сле­дующие виды способностей:

· конструктивные;

· организаторские;

· коммуникативные.

Конструктивные способности находят свое отражение в уме­нии отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, умело и в доступной форме донести его. до слушателей с уче­том дифференцированного подхода к экскурсионному обслу­живанию.

Организаторские способности определяются умением соче­тать экскурсоводческое мастерство с руководством экскурсион­ной группой.

Коммуникативные способности выражаются в умении экскур­совода организовать процесс проведения экскурсии так, чтобы между всеми партнерами по общению (экскурсантами, водителями, работниками музеев, выставок и т.п.) было полное взаимодейст­вие и взаимопонимание. Способность к общению всегда относи­лась к важнейшим человеческим качествам. Экскурсовод, легко вступающий в контакты и умеющий располагать к себе, заслужи­вает наибольшей симпатии. Экскурсия — это творческий процесс общения. Поэтому умелая передача экскурсоводом идей, образов, мыслей и чувств служит жизненно важной цели — установлению взаимосвязей и сотрудничества людей.

Огромная роль в освоении профессии экскурсовода отводит­ся следующим качествам характера: интеллектуальным (гиб­кость ума, наблюдательность), волевым (самообладание, реши­тельность, настойчивость), эмоциональным (чуткость).

На эффективность экскурсии также оказывают влияние та­кие качества, как радушие, приветливость, внимание к людям, жизнерадостность, оптимизм, непринужденность, индивиду­альность.

Индивидуальность экскурсовода формируется в процессе освоения им экскурсоводческого мастерства, выработки и со­вершенствования индивидуальных особенностей: речи, жестов, мимики, стиля изложения материала, использования своих из­любленных приемов и манеры ведения экскурсии в целом.

Основой мастерства экскурсовода являются глубокие знания логики, психологии, педагогики, определенной области гумани­тарных, технических или естественных наук. К слагаемым мас­терства экскурсовода также относятся:

· эрудиция, интеллект, культурный уровень;

· знание методологии экскурсионной деятельности;

· знание методики подготовки и проведения экскурсии;

· владение ораторским искусством и практическими навы­ками ведения экскурсии.

Сила профессионального мастерства — красноречие экскурсо­вода. Изложение данным лицом текста экскурсии в устной форме следует рассматривать как публичную речь, которой свойственны тема, цели, задачи, подобранный материал.

Ведение экскурсоводом экскурсий различной тематики пред­полагает использование в его речи различных стилей: информа-

 

ционного, делового, научного, художественного, публицистиче­ского и др. В частности, информационный стиль используется для констатации некоторых положений дел в объективном мире с минимумом их эмоциональной окраски, отличается нейтраль­ной, ровной интонацией. Для речи экскурсовода этот стиль удо­бен при сообщении статистических данных, но желательно при­бегать к нему как можно реже.

Научный стиль строится на сочетании нейтральных и «воле­вых» интонаций, подтверждаемых выражениями «доказано», «из­вестно» и др. и служащих для привлечения внимания экскурсан­тов с целью их убеждения в истинности излагаемой точки зрения. При этом используются научные факты и документаль­ные подтверждения.

Выразительность используемых экскурсоводом приемов рас­сказа (цитирование, литературный монтаж) свойственна худо­жественному стилю.

Содержательность информационного и пафос художественно­го стилей объединяет в себе стиль публицистический. Речи такого стиля носят агитационно-пропагандистский характер и в экскур­сии направлены на формирование или изменение убеждений слу­шателей, их мобилизацию на решение собственных актуальных задач.

 

Все тексты речи экскурсовода строятся с ориентацией на оп­ределенные нормы.

Одними из главных достоинств и норм речи являются ее точ­ность (строгое соответствие слов обозначаемым предметам и со­ответствие между принятым значением слова и его применением в речи); фонетическая и лексическая правильность (соответст­вие исторически принятым действующим языковым нормам, касающимся прежде всего произношения, ударения, словоупот­ребления, формообразования, построения словосочетаний и пред­ложений); выразительность (выразительная речь не только хорошо слышима, но и легко воспринимаема, вызывает интерес и под­держивает внимание слушателей); богатство (разнообразие) речи (чем реже повторяются в речи одни и те же слова и синтаксиче­ские структуры, чем больше словарный запас слов, их значений, моделей словосочетаний и предложений, тем богаче и разнооб­разнее речь экскурсовода); чистота — отсутствие чуждых литера­турному языку элементов: диалектизмов (слов и выражений,

 

свойственных местным диалектам); иноязычных слов (варвариз­мов — слов из чужого языка, включаемых в речь без надобно­сти); жаргонизмов (вульгаризмов — грубых, пошлых, непри­стойных слов и выражений); слов-паразитов (навязчивых и часто повторяемых слов, затрудняющих восприятие речи экскурсовода). Выразительность речи (как и ее недостатки) может быть под­черкнута и усилена при использовании технических средств. Для экскурсовода важно уметь работать с микрофоном. Стремясь ов­ладеть техникой речи по микрофону, прежде всего необходимо до­биться непринужденного тона, достигая выразительного и полного звучания.

К должностным обязанностям экскурсовода относят:

· хорошее знание содержания проводимых экскурсий и пу­тевых экскурсионных информации;

· владение методикой проведения экскурсий в соответствии с контрольным текстом экскурсии (путевой информации) и методической разработкой;

· подготовка текстов, составление методических разработок экскурсий, других методических материалов;

· своевременное обновление используемых при проведении экскурсий (путевых информации) данных, внесение изме­нений и дополнений в контрольный текст экскурсии (путе­вой информации);

· участие в разработке новых тем и маршрутов экскурсии;

· освоение новых тем и вариантов экскурсий для различных групп населения;

· участие в работе методических секций и творческих групп экскурсоводов, конференциях, семинарах;

· участие в прослушивании экскурсоводов на маршруте, ре­цензирование текстов экскурсий (путевых информации);

· выступление с сообщениями о роли экскурсий, пропаганда и реклама экскурсий;

· соблюдение маршрута экскурсии (путешествия); инфор­мирование экскурсантов (туристов) о правилах поведения во время экскурсии (путешествия); принятие мер безопас­ности экскурсантов и туристов во время экскурсий (путе­шествий);

· оформление в установленном порядке документов на экс­курсионное обслуживание.

 

Экскурсовод должен знать: основные вопросы экскурсионной теории; экскурсионные возможности своего региона; сущность экскурсии, ее признаки и функции, требования к ней; принци­пы составления маршрута экскурсии; классификацию экскурси­онных объектов; классификацию и тематику экскурсий; методи­ку подготовки экскурсий; практическое применение элементов педагогики, логики, психологии в экскурсионной деятельности; эстетическое содержание экскурсий, его значение; виды и фор­мы экскурсионного обслуживания, дифференцированный под­ход к экскурсионному обслуживанию различных групп населе­ния; критерии оценки качества экскурсии, показатели качества экскурсионных процессов; организацию работы экскурсовода, экскурсионную методику, ее задачи и требования, методику проведения экскурсии; методические приемы и их классифика­цию; методику проведения экскурсий на исторические, воен­но-патриотические, архитектурно-градостроительные, литератур­ные, искусствоведческие, производственные, природоведческие темы; особенности проведения музейных, обзорных (многопла­новых) городских и загородных экскурсий; пути совершенство­вания методики проведения экскурсии; пути совершенствова­ния профессионального мастерства. Экскурсовод должен уметь:

· подбирать необходимый материал и составлять текст экс­курсии на определенную тему;

· составлять методическую разработку экскурсии;

· применять методические приемы в ходе проведения экс­курсии; » составлять текст путевой информации и проводить ее;

· использовать наглядные материалы, включенные в «порт­фель экскурсовода»;

· руководить группой туристов (экскурсантов);

· рекламировать экскурсии в учреждениях и организациях и т.п.

Совершенствование профессионального мастерства экскурсовода может быть:

а) централизованным:

· повышение квалификации путем учебы на курсах, участия в семинарах, конференциях и других формах обучения;

· специализация экскурсоводов с учетом способностей и желания проводить экскурсии на те или иные темы;

· сертификация экскурсионных услуг;

· контроль проводимых экскурсий;

б) индивидуальным:

· систематическое изучение литературы и других источни­ков информации;

· освоение системы учебных упражнений по проведению экскурсии: отработка приемов показа и рассказа, иллю­страции наглядных пособий, использование техниче­ских средств;

· отработка техники расстановки группы у экскурсионно­го объекта; навыков работы с микрофоном, усилитель­ными установками и другими техническими средствами; посещение и участие в культурно-познавательных меро­приятиях; публикации в периодической печати и высту­пления в средствах массовой информации; подготовка методической и специальной литературы.