Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все тури­стские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой. Туризм как вид деятельности, тесно связанный с перемещением туристов за пределы их постоянного места проживания, не может рассматриваться вне его связи с транспортным обеспечением.

Транспортное обеспечение является важнейшим элементом тури­стской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Транспортные пред­приятия рассматриваются как особая разновидность туристских предприятий, формирующих систему туризма. Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется ВТО на три вида: сухопутный, водный, воздушный. 

Среди сухопутных средств передвижения наибольший инте­рес для целей туризма представляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». В этих целях применяются как регулярные пасса­жирские перевозки (рейсовые автобусы), так и нерегулярные (собственный транспорт туристского предприятия, арендован­ные транспортные средства и личный транспорт туриста).

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высо­кую скорость перевозки туристов на средние расстояния в ком­фортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться и как цель ту­ристского путешествия. Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, кате­ра) средства. Транспортное обеспечение в туризме, связанное с водными транспортными средствами, в основном рассматри­вает вопросы применения морских и речных перевозок в целях туризма, включающих регулярные и нерегулярные морские и реч­ные пассажирские перевозки, паромные переправы и особый вид туристских путешествий — круизы, когда морские или реч­ные суда являются целевым местом пребывания туристов. Ис­пользование иных водных транспортных средств осуществляет­ся, как правило, в целях обеспечения отдельных программных мероприятий (например, подводная экскурсия) или дополни­тельных услуг (прогулки на катере).

Воздушные транспортные средства включают в себя самые разнообразные транспортные средства: от самолетов граждан­ской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы. Применение воздушного транспорта в туризме предусматривает использование прежде всего авиационных пас­сажирских перевозок, которые классифицируются на рейсовые и чартерные, т.е. выполняемые под заказ. Высокая скорость, комфорт и удобство делают этот вид транспорта, несмотря на от­носительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевоз­ке туристов на дальние расстояния.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают:

· туристские перевозки, входящие в основной комплекс ту­ристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;

· трансфер — предоставление транспортных средств для обес­печения встреч-проводов туристов;

· транспортное обслуживание программных мероприятий по туру: экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

Выбор предприятием транспортных средств для обеспечения туристского путешествия зависит от целого ряда факторов: целевой направленности тура, длительности транспортировки, количества путешествующих, вместимости транспортного средства, програм­мы тура, безопасности передвижения, мобильности транспортно­го средства и уровня комфорта. 

При выборе транспортных средств большую роль играет це­левая направленность тура. В зависимости от целей туристского путешествия в его состав будут включены те или иные услуги транспорта. Например, стандартное транспортное обслуживание экскурсионного группового тура из Москвы в Париж на 5 дней должно включать в себя: услуги по транспортировке туристов из Москвы в Париж и обратно; услуги трансфера от аэропорта до гостиницы при заезде группы и от гостиницы до аэропорта при Убытии группы; обеспечение программных мероприятий, на­пример, обзорной экскурсии по городу (экскурсионный автобус) или экскурсии по Сене (прогулочный теплоход). 

Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на вы­бор транспортных средств, является количество путешествующих. Этот фактор чаще всего используется при определении типа пере­возок: регулярных или нерегулярных (арендованных или чартер­ных). В зависимости от количества туристов в туристской группе определяют также, какими транспортными средствами необходи­мо воспользоваться для обеспечения тура: самолетом, железной дорогой, автобусом или легковыми автомобилями и т.д.

Следующим фактором, учитываемым при выборе транспорт­ных средств для обеспечения тура, является длительность транс­портировки. При рассмотрении этого фактора обычно ориенти­руются на обеспечение требований комфортности перемещения туристов, поэтому он, как правило, рассматривается примени­тельно ко всему комплексу транспортного обеспечения тура.

Важным фактором, определяющим выбор средств транспорти­ровки, является также программа тура, в зависимости от которой предусматриваются самые различные транспортные услуги. Как уже упоминалось выше, это могут быть экскурсии, услуги по до­ставке туристов к местам программных мероприятий и обратно и др. Как правило, для обеспечения программы тура в групповом туризме используют туристские автобусы, так как программные мероприятия обычно рассчитаны на всю группу целиком и не пре­дусматривают дальних поездок от целевого места назначения тура. 

Автомобильные перевозки

 

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобиль­ных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совер­шать пересадки, а также гибкость в установлении графиков дви­жения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, вклю­чают три основных направления:

· организация автобусных путешествий;

· организация путешествий на личном автотранспорте тури­стов;

· прокат автомобилей.

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов, автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взя­тые. В большинстве стран междугородние и международные ав­тобусные перевозки обслуживаются автобусами, принадлежа­щими как государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использова­лись в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было соз­дано объединение автобусных перевозчиков — Совет «Евролиний» («Eurolines»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные

 

компании выступили под одной торговой маркой, выработали об­щую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общи­ми стандартами сервиса, правилами, системой скидок. В результате «Euroliries» превратилась в одну из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, в нее вхо­дят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе.

Подписание шенгенских соглашений дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. XX в. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%. Являясь экономичным видом путешествий, доступным широким слоям населения, ав­тобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов.

Для упрощения договоров на международные перевозки в рам­ках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажи­ров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перево­зок зафиксированы Гаагской декларацией по туризму и шенгенскими соглашениями для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регу­лируется постановлением Межпарламентской ассамблеи госу­дарств — участников СНГ «Об основных принципах сотрудни­чества государств — участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых для туристских перевозок. Современные автобусы для переезда на длинные расстояния значительно удобнее, чем их более ранние модели. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы снабжены высокими сиденьями, звукоизолиро­ваны, имеют улучшенное освещение, большие окна для обзора, телевизоры, туалеты и минибары.

Во многих странах запрещена на туристских маршрутах работа автобусов, срок эксплуатации которых превышает 8 лет. В соот­ветствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев.

 

Согласно решениям Европейской конвенции по работе эки­пажей транспортных средств, с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9, участвующие в международных перевоз­ках, должны быть обязательно оборудованы тахографами. В слу­чае его отсутствия эксплуатация автобуса запрещена.

Тахограф — это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автобуса или автомобиля и водителя. Он автома­тически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, периоды труда и отдыха водителя. Записи произ­водятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для большого количества тури­стских предприятий. Использование собственных автобусов по­зволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его стоимость. Наибольшее применение ту­ристские перевозки собственными автобусами нашли в органи­зации туров, ориентированных на массового потребителя. Осо­бенно эффективным становится использование собственных ав­тобусов при организации туристских потоков в виде «цепочек», т.е. автобус или несколько туристских автобусов осуществляют челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой. Обычно такие цепочки организовыва­ются в направлении массового и дешевого туризма (например, отдых в Болгарии, Крыму продолжительностью 7, 14, 21 день). Следует, однако, отметить, что использование собственных ту­ристских автобусов сопряжено с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический ос­мотр и ремонт, замену частей, горюче-смазочные материалы, об­служивающий персонал и квалифицированных водителей, стра­хование транспортного средства и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственного автобуса, туристское пред­приятие должно прежде всего учитывать эффективность вложе­ния средств в создание собственной транспортной структуры с учетом всей совокупности затрат.

 Использование арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Примене­ние аренды туристских автобусов позволяет туристскому пред­приятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и под­держание технического состояния транспортного средства.

Несмотря на целый ряд преимуществ автобусов, их примене­ние имеет и ограничения, одним из которых является ограниче­ние количества перевозимых туристов (до 45 чел.). Применение автобусов наиболее эффективно для перевозок туристов на небольшие расстояния и обеспечения различного рода програм­мных мероприятий. Организация туристских путешествий на средние и большие расстояния требует дополнительной тщатель­ной организации маршрута, мест стоянок, ночлегов, питания. Длительное пребывание в транспортном средстве (особенно на обратном пути) может отрицательно сказаться на общем воспри­ятии качества отдыха.

Использование личного автомобильного транспортатуриста представляет собой особый вид туристских путешествий, назы­ваемых автотурами. Их организация требует тщательной подго­товки и планирования.

Автотуризм достаточно широко развит во всем мире. Это связано с его относительной дешевизной и свободой в выборе маршрута, отеля, программы и т.д.

Достаточно часто туристы обращаются в туристские органи­зации с просьбой разработать для них индивидуальный маршрут путешествия. Они указывают, какие города хотели бы посетить, что увидеть, возможно, заказать экскурсовода, забронировать номера в гостинице и т.д. Такой вид туризма также относится к автотуризму, так как клиент следует по определенному мар­шруту, но на своем автомобиле.

Во многих случаях туристы не хотят передвигаться по кон­кретному маршруту. Они считают спонтанный путь более при- .

влекательным: переезжать из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, заезжать в различные города, осматривать достопри­мечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием лич­ного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам ту­ризма наиболее популярными автотурами являются оздоровитель­ные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В раз­ных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных преж­де всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Процесс подготовки автопутешествия включает:

· разработку маршрута;

· разработку графика движения;

· оформление маршрутной документации.

В дороге туристу потребуются следующие документы: пас­порт (при путешествиях за границей — иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вож­дения автомобиля, технический паспорт автомобиля, талон пре­дупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своем автомобиле).

Туристы, выезжающие за рубеж на собственном транспорте, должны иметь водительские права международного образца, транс­портное средство должно быть застраховано, владелец транспорт­ного средства должен иметь страховой полис страхования граж­данской ответственности, а также надлежащим образом оформ­ленные документы на автомобиль. Туристское предприятие как организатор подобного рода туров должно оказать содействие в правильном оформлении указанных документов. Помимо это­го, туристу должны быть предоставлены карта с нанесенным маршрутом движения, местами заправок, кемпингами, мотеля­ми, пунктами технического обслуживания, а также документы, подтверждающие заказ обслуживания в этих пунктах, либо меж­дународные сервисные книжки, позволяющие размещаться либо получать обслуживание в указанных пунктах по предваритель­ной оплате. Международные сервисные книжки выдаются раз­личными международными автомобильными клубами, наиболее известным из которых является немецкий клуб ADAC. Владелец такой книжки получает право и возможность на обслуживание в мотелях, кемпингах, придорожных ресторанах, станциях тех­нического обслуживания и заправочных станциях, являющихся участниками этого клуба.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилейиндустрия кото­рого развивается практически с тех времен, когда был создан ав­томобиль.

Начало прокату автомобилей в 1916 г. положили братья Саундеры из Омахи (США), позаимствовав автомобиль после того, как их собственный разбился. Братья сочли, что есть и другие люди, которым нужен автомобиль на ограниченный период вре­мени. Они купили другую машину и занялись прокатным бизне­сом. Бизнес разрастался, и к 1925 г., когда они объединились еще с одной фирмой, их собственная компания имела предста­вительства в 21 штате страны. «Хертц» (самая большая прокат­ная фирма) начала свою деятельность в 1918 г. Фирма «Авис» начала работать в 1946 г. и в середине 90-х гг. XX в. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей в мире фирмой, предлагающей автомобили на прокат.

Индустрия проката автомобилей пережила действительный подъем, когда первые коммерческие авиалинии приступили к об­служиванию пассажиров. По мере разрастания воздушных путе­шествий все больше и больше людей (особенно занимающихся бизнесом) нуждались в прокате автомобилей, когда прибывали в аэропорт по месту назначения. Имея такую возможность, чело­век получает необходимую мобильность, не прибегая к услугам такси или другого общественного транспорта.

Индустрия проката автомобилей все еще в большей степени ориентируется на бизнес-туристов. Однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается. Вместе с тем растет популярность пакетов «перелет/автомобиль», которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля. Стимулировало же популярность этих пакетов сни­жение платы за авиаперелет и прокат автомобилей. Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представи­тельства и в городах, и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах, где имеет свои стойки. Этим фирмам приходится учитывать при расчете стоимости аренды автомобиля достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Процедура аренды автомобиля достаточно проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании — 25 и 75 лет соот­ветственно). Турист должен предъявить служащему арендной ком­пании паспорт и водительское удостоверение (международного образца). К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании — 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год). В некоторых странах обслуживание клиента производится только при наличии кредитной карты, в большинстве же стран оп­лата за услуги осуществляется наличными.

В стоимость арендной платы должны входить:

· неограниченный пробег автомобиля;

· доставка автомобиля клиенту в черте города;

· ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправ­ности (кроме повреждения покрышек и ветрового стекла);

· полная страховка на случай дорожно-транспортного про­исшествия (ДТП), происшедшего не по вине клиента;

· страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алко­гольного опьянения, страховка не выплачивается);

· страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных слу­чаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);

· налоги.

Обычно автомобиль туристу доставляют с полным баком, но вернуть в автопрокатную фирму его нужно также с полным баком.

 Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздо­ровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться усло­виями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и в моральном плане.

Железнодорожные перевозки

 Железнодорожные перевозки представляют собой эффектив­ный инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвиже­нии на малые и средние расстояния. Наибольшее применение же­лезнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных, экскурсион­ных туров и туризма выходного дня.

В свое время появление железных дорог произвело настоя­щую революцию в путешествиях, предложив более дешевую и быструю перевозку по сравнению с лошадьми и кораблями. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами районов. Желез­ная дорога заменила не только дилижанс, но и таверны, которые с 1790 г. стали определяться французским словом «отель». Впол­не естественно, что для удобства отели строились рядом с желез­нодорожными станциями.

Железные дороги установили образец мобильности и сделали; возможным связь между отдаленными частями стран. Строи­тельство железных дорог стало самым крупным бизнесом после сельского хозяйства.

Курорты, которые были удалены от населенных центров, ока­зались доступными благодаря железным дорогам. Горные курорты первыми почувствовали влияние туристских путешествий на поез­де. Железнодорожные компании построили отели в Европе, Кана­де и США. Железные дороги Canadian Pacific и Canadian National до сих пор управляют большим числом отелей и курортов.

 В последующие годы поезда стали более безопасными, быст­рыми и комфортабельными. К 1900 г. железные дороги могли предложить все удобства современного быта, включая электри­ческое освещение, паровое отопление, спальные вагоны, ваго­ны-рестораны и даже ванные комнаты.

Легендарный Восточный экспресс, названный «поездом коро­лей и королем поездов», является, наверное, самым знаменитым поездом в мире. В свое время он был олицетворением роскоши и до сих пор остается чем-то особенным по возможностям для ро­мантического путешествия. Приступив к работе в 1883 г., Восточный экспресс доставлял состоятельных людей из Парижа в Истанбул по эффектному живописному маршруту. Путешествие занимало 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отличным питанием и иде­альным сервисом, время пролетало быстро.

В современном мире туристские поезда в обиходе называют «отелями на колесах». При этом очень часто поездки по железной дороге используются в качестве основной цели путешествия. Для такого путешествия имеются все условия. В каждом купе, общее число которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, проживает не более двух человек. В зависимости от категории по­езда купе оборудуются двумя односпальными кроватями (верти­кально или горизонтально расположенными) или одной двуспаль­ной, кондиционерами, письменным столом, телефоном, телевизо­ром. Туалетная и душевая комнаты могут быть на весь вагон или же персонально на одно-два купе. В состав туристского поезда входят также несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (исполь­зуемый как библиотека, место для карточных игр или перегово­ров, отдыха), конференц-вагон (он же лекторий, дискотека или видеосалон), а также «детский вагон», или «зал подвижных игр».

Железнодорожные путешествия — достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее яркими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешество­вать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России. Особым шиком среди немецких туристов считаются паровозные путешествия. Самым популярным у всех без исключения любителей железнодорожного туризма является «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под зна­менитый состав конца XIX — начала XX в.

В последние годы отмечается рост интереса к железнодорож­ному туризму и на американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (десятисуточный поезд из Ванкувера в Монреаль через Виннипег и Оттаву), «Транс-Америка» (12 суток из Вашингтона в Лос-Анджелес через Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др.) и «Транс-Атлантика» (из Манагуа в Пуэрто-Монт через Гуаякиль, Лиму и Сантьяго). Интересно, что в Америке эти турист­ские поезда также называют «Orient Express».

В Норвегии популярны туристские маршруты на специаль­ном поезде с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире.

Железнодорожные маршруты есть в Индии и Индонезии. Для туристов, посещающих Индонезию, предлагается уникаль­ный тур — «Паровые локомотивы Индонезии» с осмотром самой крупной в мире коллекции действующих локомотивов и вагонов узкой колеи.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимо­сти, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

Внерейсовые (чартерные) поезда — это специально заказан­ные поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К специ­альным часто относятся туристско-экскурсионные поезда, сле­дующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, состав­ленным с учетом «окон» в регулярном расписании, а также туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые поезда подразделяются на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах не нумерованы.

Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстояние в пределах до 700 км. В ряде случаев различие между пригородными и местными поез­дами достаточно условное и существенно зависит от географических характеристик местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают остановки практически на всех станциях.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделя­ются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Поезда и вагоны также подразделяют на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, ско­ростной.

Категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спаль­ный, вагон-ресторан.

При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рей­совый маршрут в определенном направлении, насчитывающий в среднем до 17 вагонов; при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разде­лить на три самостоятельные категории:

· однодневные;

· непродолжительные (2—3 суток);

· многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вече­ром того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до конкретной станции, где для них подготов­лена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры, как правило, предлагают прожива­ние туристов в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.

Многодневные туры отличаются большим разнообразием. В за­висимости от маршрута и экскурсионной программы туристы час­то находятся в пути и в дневное время.

Организация железнодорожных перевозок осуществляется Учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фир­ма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты для перевозки туристов. Эти билеты могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого железные дороги предостав­ляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованному графику и маршруту движения.

Как отмечалось выше, осуществление туристских перевозок железнодорожным транспортом в основном производится ско­рыми и пассажирскими поездами регулярного следования и специальными туристскими поездами. В последнее время для пере­возок туристов в Японии, Бразилии, Южной Корее, России, странах Европы используются скоростные железные дороги.

 

Морские и речные перевозки туристов осуществляются, как правило, в виде пассажирских перевозок, экскурсионных путеше­ствий, путешествий на паромах и круизов. Обеспечение морских и речных перевозок проводится специальными компаниями (пароходствами, круизными компаниями), которые в большинстве случаев выступают в роли туроператоров.

Обычно для перевозки туристов используются быстроходные суда на подводных крыльях, обеспечивающие более высокую ско­рость доставки. Чаще всего речные или морские суда применяются для доставки туристов на острова архипелагов или при отсутствии иных транспортных средств (например, при путешествии по Ама­зонке). Перевозки туристов пассажирскими рейсовыми судами осуществляются на основании предварительного бронирования билетов. Как и другие транспортные организации, судоходные компании предоставляют скидки и льготы в зависимости от коли­чества путешествующих и категорий туристов.

Западная Европа имеет довольно протяженную судоходную сеть водных путей. По ее территории протекают Сена, Эльба, Дунай, Рейн и другие реки. Все они соединены сложной систе­мой каналов, что дает возможность для роста популярности реч­ных круизных путешествий. Первое место в речных круизах удерживает Германия, далее идут Великобритания, Голландия, Швейцария и Австрия. Наиболее популярны маршруты по Рей­ну и его притокам (Мозель, Майн, Неккар, Везер). В Европе большим спросом пользуются речные круизы по Дунаю через семь стран. На третьем месте по популярности стоят Волга, Дон, их притоки, озера и каналы. Спрос на эти маршруты упал после аварии на Чернобыльской АС, развала СССР и в связи с неста­бильной экономической ситуацией в России и странах СНГ. 

Продажа речного круиза осуществляется напрямую клиен­там, когда фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реа­лизуют турпродукт через собственные бюро продаж, либо через сеть специализированных туристских агентств (в том числе че­рез фирмы, организующие туры и автобусные поездки).

Речные путешествия широко используются для организации экскурсий с целью ознакомления с памятными, историческими и другими достопримечательностями продолжительностью не более 24 часов.

Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с ка­ждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.

Воздушный транспорт регулируется на трех уровнях:

· национальном — лицензирование авиаперевозчиков, рабо­тающих как на внутренних, так и на международных мар­шрутах;

· межправительственном — регулярные воздушные маршру­ты основываются на соглашениях между правительствами соответствующих стран;

· международном — тарифы на регулярные рейсы устанавлива­ются (для членов авиалиний) на основе взаимных договоров между участвующими авиакомпаниями при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица.

Аэропорты обслуживают регулярные авиарейсы: междуна­родные, национальные и региональные, а также авиацию обще­го назначения, самолеты различных фирм и предприятий. Зда­ние аэровокзала является сердцем комплекса аэропорта. В этом месте пассажиры покупают и регистрируют билеты и багаж, производят посадку и высадку. В зданиях большинства аэрово­кзалов находятся агентства по аренде автомобилей, магазины, рестораны, буфеты, отделения банков.

Авиакомпании рассматриваются как один из составных эле­ментов, формирующих систему туризма в целом. Специализиру­ясь на обслуживании пассажиров, они с большой готовностью идут на широкое сотрудничество с туристскими предприятиями. Такое сотрудничество представляет взаимовыгодный интерес, так как, с одной стороны, обеспечивает туристские фирмы на­дежным, быстрым и комфортным средством перевозки тури­стов, с другой — гарантированную коммерческую загрузку авиа­рейсов.

На практике (в зависимости от скидок и других показателей) существует большое количество разновидностей классов обслу­живания. Национальные перевозчики или от­дельные авиакомпании обычно устанавливают различные льготы для туристов: сезонные, корпоративные, групповые, для пасса­жиров с детьми, молодоженов, молодежи, в зависимости от сро­ка приобретения билета, времени пребывания в месте назначе­ния и др. В последнее время в практику вошли совместные программы авиакомпаний и гостиничных цепей, предоставляю­щие скидки на пакет услуг, состоящих из перелета и размещения в гостинице.

 Во всех авиакомпаниях мира существуют обычно три класса обслуживания:

Первый класс (буква обозначает код класса):

· R — сверхзвуковой самолет, первый класс (Supersonic);

· Р — первый класс премиум (First Class premium);

· F — первый класс (First Class);

 

· A — первый класс со скидкой (First Class discounted).

Бизнес-класс (Business Class):

· J — бизнес-класс премиум;

· С — бизнес-класс;

· D, Z — бизнес-класс со скидкой (в зависимости от величи­ны варианта скидки).

Экономический класс (Economy Class):

· W — экономический класс премиум;

· S, Y — экономический класс;

· В, Н, К, L, M, N, Q, Т, V, X — экономический класс со скидкой (в зависимости от срока бронирования, действия билета, дня отправления и возврата, а также от различных ограничений по возрасту, аннулированию и пр.).

Главное отличие классов — в комфортабельности кресел, ка­честве питания и размере бесплатно провозимого багажа. Пер­вый класс — самый дорогой. Пассажирам, летящим первым или бизнес-классом, предоставляется отдельный зал для регистра­ции на вылет. В некоторых аэропортах для этих пассажиров обо­рудованы специальные залы ожидания с предоставлением до­полнительных услуг (иногда бесплатных); на борту самолета им предоставляются более комфортные места с набором услуг для пассажиров только этих классов. Так, личное пространство на борту самолета у пассажиров первого и бизнес-класса больше на 50 %. Кресла более модернизированы.

В рамках организации туристских путешествий существует не­сколько форм взаимодействия туристских фирм и авиакомпаний:

· бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании или системы бронирования;

· договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиарейсах;

· агентское соглашение и работа в роли агентства по прода­же авиабилетов для своих туристов;

· организация чартерных авиарейсов под туристские пере­возки.

Чтобы правильно выбрать наиболее удобную и выгодную форму взаимодействия, а также грамотно заключить контракт на авиаперевозки туристов, необходимо знать особенности, пре­имущества и недостатки того или иного вида взаимодействия с авиакомпанией.

При бронировании авиабилетов следует выполнять требования профессиональной этики: снабжать авиакомпанию телефонными номерами пассажиров (на случай экстренного контакта); немед­ленно отменять в авиакомпании броню в случае изменения мар­шрута; выписывать билеты с гарантированным местом только при его подтверждении авиакомпанией; оформлять все необходимые документы надлежащим образом и др. Системы электронного бронирования предназначены для размещения заказов на турист­ские услуги, в том числе и транспортные.

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах предполага­ет, что квота мест (блок мест) может быть жесткой или мяг­кой. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест блока, независимо от причины, ложится на туристскую фирму. Финансовые потери несет туристское предприятие. При мягкой квоте устанавливаются сроки возможного отказа туристского предприятия от квоты или ее части по причине нереализации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возможность дальнейшей продажи этих мест самой авиакомпа­нией или ее агентами.

Еще одной формой взаимодействия туристского предпри­ятия является агентское соглашение с авиакомпанией. Некоторые авиакомпании считают своими агентами все туристские пред­приятия, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако это не совсем верно. Если туристское предприятие работает с авиаком­панией на основании агентского соглашения, то оно само вы­ступает в качестве «кассы по продаже билетов» авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиакомпании. Авиакомпания же в лице данного туристского предприятия имеет дополнительный пункт продажи (одним из условий агентского соглашения обычно является преимущест­венная продажа под туры билетов именно этой авиакомпании).

Особой разновидностью авиационных туристских перевозок являются чартерные авиарейсы (аренда самолета). Большинство авиакомпаний мира организуют чартеры по туристским направ­лениям, пользующимся повышенным спросом. Как правило, та­кие авиаперевозки организовываются в туристские центры. Ста­тистика чартерных авиаперевозок показывает, что они имеют достаточно определенную географию и ярко выраженную сезон­ность. Важным направлением их использования является также организация чартеров по направлениям, куда существует турист­ский спрос, но отсутствуют регулярные авиарейсы.

При организации чартерных авиаперевозок заказчик совместно с авиакомпанией определяет маршрут, оговаривает обязанности сторон, выясняет соответствие арендного договора международ­ным правилам, стоимость рейса. Затем заключается специальный чартерный договор, в котором определяется: вид самолета, число мест к продаже, стоимость аренды самолета, маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия, срок действия договора (сезон, год или др.), регулярность совершения авиарейсов, возможность и пре­дельные сроки отмены авиарейса и соответствующие санкции.

Особенность чартеров такова, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты) выполняется без туристов: на послед­нем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозит новых, так как он за ними уже не вернется (т.е. на 10 туристских заездов приходится 11 авиарейсов).

На рынке туристских авиаперевозок различают «промежу­точных» предпринимателей — предприятий-оптовиков, концен­трирующих в своих руках крупные чартеры и распределяющих их в дальнейшем среди более мелких предприятий в виде блок-чартеров (по 10—30 мест). Продажу мест на свой чартер предприя­тие-оптовик проводит, как правило, по следующим вариантам: мягкий, жесткий и комбинированный блоки мест.

Мягкий блок, при котором заказчик не несет никакой финан­совой ответственности и имеет право в заранее оговоренные сроки полностью или частично отказаться от своих мест, более удобен для турагента. Однако если отказ произойдет позже уста­новленного срока, то заказчику предстоит выплатить штраф. Обычно мягкие блоки применяются достаточно редко, посколь­ку они не всегда выгодны держателю чартера.

 

Жесткий блок предусматривает строгие договорные обяза­тельства по срокам продажи и оплате. Заказчик вносит предоп­лату, размер которой обычно включает сумму стоимости двух парных рейсов. Тарифы по реализации жесткого блока при этом бывают примерно на 5-10 % ниже, чем при реализации мягкого. Поскольку в договоре цена на весь период действия чартера фиксированная, это дает хорошую возможность реализаторам варьировать цены в «высокий» период сезона и в конце его.

Наиболее распространена продажа мест на чартерные рейсы комбинированным способом, сочетающим в себе элементы двух вы­шеупомянутых вариантов. Общее число мест, входящих в реали­зуемый блок, делится в определенной пропорции на две части, одна из которых реализуется по «жесткой» системе, другая — по «мягкой».

 

 

 

КТОО "Центр инновации "Вызов" занимается популяризацией культурно-туристического потенциала Гродненщины. Проводит образовательные работы в области внутреннего туризма. Собирает исторические, устно-исторические и архивные материалы для экскурсий, тренингов, вебинаров. Проводит этно-экологические, исторические мероприятия.
Vyzau

 

Достопримечательности Гродненщины

Prev Next

Усадьба «Станиславова»

Бывшая усадьба Станиславово – загородная резиденция последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Этот величественный дворец построил в 1760-1770 годах в стиле барокко итальянский архитектор Джузеппе Сакко – популярный придворный...

22-01-2019 Hits:32 Достопримечательности

Read more

Монастырь Рождества Богородицы

В нескольких шагах от шумной Советской площади, окружённый старыми глухими стенами, находится крошечный уютный дворик женского православного монастыря Рождества Богородицы. Прогуливаясь в жаркий летний день по городу, загляните сюда хотя...

22-01-2019 Hits:40 Достопримечательности

Read more

Дворец Хрептовичей

Дворец Хрептовичей в Гродно - находится в центральной части города, по улице Замковой ,16. Дворец построен по приказу Я. Хрептовича - последнего великого канцлера литовского, председателя образовательной комиссии, в стиле...

22-01-2019 Hits:30 Достопримечательности

Read more

Новый замок

Познакомившись с экспозицией музейных залов Старого замка и сфотографировавшись на фоне древних оборонительных стен и Немана, большая часть туристов отправляется на соседнюю с Замковой горой возвышенную площадку на берегу реки,

22-01-2019 Hits:33 Достопримечательности

Read more

Костел Благовещения и монастырь бригидок

На одной из узких улочек старого Гродно, совсем недалеко от костёла Святого Франциска Ксаверия, расположен ещё один памятник архитектуры - комплекс монастыря бригиток и костёла Благовещенья Наисвятейшей Девы Марии, возведённый...

22-01-2019 Hits:75 Достопримечательности

Read more

Костёл и монастырь бернардинцев

На тихой улочке в самом центре Гродно расположен огромный комплекс, включающий в себя бывший монастырь и костёл бернардинцев. Сегодня, как и сотни лет назад, в костёле проходят службы, а в...

22-01-2019 Hits:42 Достопримечательности

Read more

Борисоглебская (Коложская) церковь

Церковь во имя святых князей Бориса и Глеба Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно - одно из пяти полностью или частично сохранившихся архитектурных сооружений домонгольского периода в Беларуси. 

20-01-2019 Hits:82 Достопримечательности

Read more

Свято-Покровский собор

Каждый турист, впервые приехавший в Гродно и идущий от железнодорожного вокзала в сторону исторического центра, обязательно обращает внимание на большой бело-розовый храм с чёрными куполами. Это Свято-Покровский собор, построенный в...

23-12-2018 Hits:40 Достопримечательности

Read more

Бывшая иезуитская аптека

В самом центре Гродно, на Советской площади, рядом с одной из главных достопримечательностей города - костёлом Святого Франциска Ксаверия, расположено небольшое двухэтажное здание, ничем, на первый взгляд, особо не примечательное...

23-12-2018 Hits:35 Достопримечательности

Read more

Костёл и монастырь францисканцев

Большая часть архитектурных памятников Гродно расположена на правом берегу Немана, в более старой части города. Однако и в занеманской части областного центра находится несколько привлекательных для туристов достопримечательностей. Пожалуй, самая...

23-12-2018 Hits:72 Достопримечательности

Read more

Костёл Святого Франциска Ксаверия

Костёл Святого Франциска Ксаверия (Фарный костёл или просто Фара, как чаще всего называют его гродненцы) расположен в самом сердце города - на Советской площади. В его облике прослеживаются черты барокко...

23-12-2018 Hits:23 Достопримечательности

Read more

Большая хоральная Синагога

Гродно всегда был и остаётся многонациональным городом. Соответственно, тут на протяжении многих веков мирно сосуществовали и различные религии: католицизм, православие, иудаизм... Считается, что евреи поселились в Гродно уже в конце...

23-12-2018 Hits:26 Достопримечательности

Read more

Чухны. Немецкая артиллерийская позиция П…

В километре от деревни Чухны, что в Сморгонском районе, сохранился интереснейший объект времен Первой мировой войны — немецкая артиллерийская позиция.

12-12-2018 Hits:22 Достопримечательности

Read more

Гродненская крепость. Форты VI и VII

В результате третьего раздела Речи Посполитой беларуские западные земли перешли в состав Российской империи. Естественным образом стал вопрос безопасности существенно расширившегося государства. Одним из важных политических и культурных центров на западе был практически незащищенный Гродно...

12-12-2018 Hits:22 Достопримечательности

Read more

Ботанический сад Щучина

На всю Беларусь известны растениеводческие традиции Щучина. И самым ярким подтверждением этого является знаменитый сад, который в городе XVIII века основал монах католического ордена пиаров и ученый Станислав Бонифаций Юндзилл...

12-12-2018 Hits:33 Достопримечательности

Read more

Крепости Российской империи на территори…

Тема крепостного строительства на территории современной Беларуси будет рассматриваться в период с 1772 по 1915 годы. В этот период времени территория современной Беларуси полностью или частично входила состав Российской империи...

12-12-2018 Hits:32 Достопримечательности

Read more

Усадьба Огинских в Залесье

Прекрасный и задушевный полонез «Прощание с Родиной», торжественно-сентиментальный государственный польский гимн «Ещё Польска не згинэла». В единое целое их связывает имя талантливого автора - знаменитого композитора и государственного деятеля Михала...

12-12-2018 Hits:23 Достопримечательности

Read more

Геранёнский замок

В октябре 1543 года 24-летний великий князь литовский Жигимонт Август покинул свою резиденцию в Вильне и отправился осматривать владения ближайших вассалов. Кроме довольно скучного разбора жалоб и взаимных претензий местных...

12-12-2018 Hits:45 Достопримечательности

Read more

Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь

Является одним из самых древних монастырей Беларуси. Первое упоминание об этом монастыре относится к 1225 году. Назывался он тогда "Пречистей Богоматери Лаврашев монастырь". Основал его сын литовского князя Елисей под...

12-12-2018 Hits:21 Достопримечательности

Read more

Гродненская областная научная библиотека…

Гродненская областная научная библиотека имени Е.Ф.Карского – старейшая публичная библиотека в Беларуси. Датой основания библиотеки считается 17 сентября 1830 года. Первым библиотекарем был назначен ксендз Михаил Зеленко, префект Гродненской гимназии...

12-12-2018 Hits:34 Достопримечательности

Read more

Мирский замок

Замок в местечке Мир Гродненской области возведен на правом берегу речушки Мирянки. В плане он напоминает несколько перекошенный четырехугольник. На каждом углу, выступая за периметр стен, возвышается мощная башня. Пятая...

12-12-2018 Hits:29 Достопримечательности

Read more

Застава Сивачева

Прошло более 75 года с момента гибели пограничной заставы возле деревни Головенчицы Гродненского района, а тайна ее до сих пор не раскрыта.Известно, что под командованием Александра Сивачева бойцы задержали наступление...

12-12-2018 Hits:22 Достопримечательности

Read more

Гродненская крепость. Форт I

Форт I расположен в поле у современной деревни Загораны, что в нескольких километрах от Гродно. Он был сооружен на преобладающих высотах левого берега Немана, для того чтобы прикрыть северо-западный фланг...

12-12-2018 Hits:24 Достопримечательности

Read more

Августовский канал

Августовский канал – искусственный водный путь, созданный в ХIХ веке, который соединил бассейн рек Нёмана и Вислы. Канал признан уникальным гидротехническим сооружением и внесен в государственный список историко-культурных ценностей. Строительство...

06-12-2018 Hits:18 Достопримечательности

Read more

Дворцово-парковый комплекс в Святске

Среди выдающихся мест в окраинах Гродно - дворцово-парковый комплекс в Святске. Изумительный по красоте, уникальный по дендрологическому составу, композиционным решениям, барочному стилю - это своеобразный автограф, оставленный прошедшими поколениями. Это...

06-12-2018 Hits:21 Достопримечательности

Read more

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Маломожейковский) - древний храм, подобный величественному средневековому замку с четырьмя башнями по углам. Храм называется "Маломожейковским", из-за близости к д. Малое Можейково, или просто "Мурованкою". Находится...

06-12-2018 Hits:23 Достопримечательности

Read more

Свято-покровская церковь, д. Первомайска…

В начале церковь была деревянная. Полное название ее - матери Божьей Покровы. В церкви была Чудотворная икона Богородицы неизвестной кисти, при которой висел вотум (воля, доверие) из серебра пожертвованный через...

06-12-2018 Hits:23 Достопримечательности

Read more

География Гродненского района

Территория Гродненского района располагается в Беларуском Принёманье и, благодаря очень разнообразной истории геологического развития, богата объектами геологического наследия. Большую часть района занимает Нёманская низина, на западе – Гродненская возвышенность, 75%...

05-12-2018 Hits:33 Достопримечательности

Read more

Этнический туризм

              В Гродно и Гродненской области во время поездок вы можете познакомиться с культурой определенной этнической группы населения, изучить их жизнь, бытовые моменты, традиции, обряды. Побывать на значиемых праздниках народов Гродненщины.

Туризм Гродненщины

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродненщина - край замков и храмов, дворцов и парков, старинных кладов и привидений. Только здесь Вы увидите великолепные леса с их таинственной жизнью и обитателями. 

Подробнее…

Мы в социальных сетях

Halina Fatseyeva

Read more
Mercana

Read more
Наталья Скай

Read more
Галина Фатеева

Read more
Halina Fatseyeva

Read more
Sasha Gold

Read more
Denis

Read more

Log in

create an account
Шаблоны joomla 3