Сороки, Жаворонки

В конце марта – в день весеннего равноденствия – беларусы празднуют Сороки. Происходит это 22 марта (по новому стилю) и 9 марта (по старому стилю). Сороки – не просто праздник, а целый набор древних ритуалов и обрядов. Весеннее равноденствие, прежде всего, праздник молодого Солнца, пробуждающего заледеневшую Землю от долгого сна.

Энергия весны направлена на физическое и духовное рождение, смену старого новым.
Число 40 у славян. Название Сороки. По книге Адамовича «Магия «Стоячей воды». 1) Проба, испытание, посвящение, смерть: 40=4(земное число)*10(число космоса).

В восточнославянской традиции “число “сорок” по мнению В. Я. Проппа не следует, конечно, понимать буквально; сорок эпическое число, обозначающее вообще множество”. Число сорок означает пробу, испытание, посвящение, смерть. Сорок дней – это шесть недель, шесть недель покойник умывается, шесть недель утирается”. Связано с четверкой и десяткой (славянское название четыре на десять”).
Четыре – целостность, совокупность, полнота, земле порядок, рациональное, мера, относительность, справедливость. Земное число означает деление мира по горизонтали (четыре поры года, четыре стороны света). Десять – число космоса. Это основа и поворотный путь всего счета. Означает нечто всеобъемлющее, закон, порядок.
2) 13 (число лунных месяцев в году) х 3 (число миров в славянском мироздании) + 1 (верховный бог) =40.
3)Число вредоносной силы (злыдни), врагов: 40=5*8
40 (сорок) в славянской мифологии ассоциируется с число нечистой силы, врагов. Также является составным числом, состоящим из взаимодействия следующих чисел: 5 (поминание предков) х 8 (состав души) = 40; Число сорок связано в славянских сказках с численностью врага – войско сорока королей, сорока королевичей”. Это дает возможность предположить определенное мистическое значение числа сорок как числа, определяющего конкретное количество вредоносных сил, используемых в славянской магии.
Сохранились сказания, в которых рассматриваются отношения между верховным богом, в основном описываемым в виде старика, и сорока вредоносными силами разбойниками.
ПРЫЕХА ДЗЕД НА ПАЛЯНАЧКУ
(па-беларуску)
Прыеха дзед на паляначку
I пусцi конiка на папасачку,
А сам лег на аддыханнiйка.
I прышло к дзедушку сорак молайца,
Сорок молайца, усе разбойбойнiчк;.
Хочуць дзеда полон забраць,
Яго конiка; табун загнаць.
А стары дзедзя не лекаецца,
К сырому дубу прырабаецца.
Узя дубу за вярхушачку,
Прыгну дуба к сырой зямлi.
Сыра земля здрыганулася,-
Сорок молайца улякнулася:
– Ах, ты дзедушка, родны бацюшка,
– Не будзем цябе палон браць
I твайго конiка табун гнаць,
А будзем цябе аццом зваць.
На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция, в которой упоминается, что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек, разорвать 40 шнурков, символизирующих собой силы, которые заморозили Матушку-Землю. Такими действиями человек показывал, что он сильнее злых Духов, что Весна и тепло его полностью поддерживают.
4)40-дневный период исчезновения Плеяд с небосклона.
Видимо, в начале данный праздник имел еще одно название – Великдень (великий день), которое впоследствии стало обозначать христианский праздник Пасхи.
Сам праздник Пасхи имеет еврейские, а через них и вавилонские корни. Значение сорока дней” восходит, видимо, к сорокадневному периоду исчезновения Плеяд с небосклона. Это было время дождей, бурь и наводнений и считалось опасным. Возвращение Плеяд сопровождалось ликованием. При этом сжигалась связка из сорока тростинок, символизирующих сорокадневное господство злых сил.
Анализируя славянскую традицию, необходимо отметить, что «Плеяды» ( «Созвездие – утиное гнездо», Стожары, Волосожары; беларуские названия -С та, С тка, С тца, Рэшата,Рэшатн ) в славянской традиции связаны с богом Велесом, правившим Миром Нави (Миром Предков). По созвездию Плеяд, в котором выделяли семь, девять или двенадцать звезд, определяли время ночью, особенно осенью.Славяне рассматривали Плеяды как место пребывания душ покойников, ожидающих суда. «С тко (пляяды) – гэта тыя свечкi, якiя гараць на небе тым, куды збiраюцца праведныя душы людзей. Тут анёлы атсяваюць праведныя душы ад грэшных». Исчезали Плеяд с небосклона именно на 40 дней с 11 февраля до 22 марта. В древности считали, что в дни равноденствия прилетают души пращуров к домам своих родственников, воплощаясь в птиц. Поэтому в это время принято поминать предков. Традиционно празнуемые славянами дни поминания усопших назывались “Дзядами” Сроки празднования всех 5 главных Дзядов определенным образом связаны с созвездием Плеяд. К астрономическому появлению плеяд –22 марта привязано празднование Навских Дедов.
5)Христианское происхождение. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок Севастиийских войнов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник, посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли. Церковь, за их мужество и стойкую веру в единого Бога, каждый год вспоминает их 22 марта. У христиан «галепы» (пирожки) ассоциировались с сорока мучениками и думами о Великом посте, который длится сорок дней. На Сороки день с ночю меряются, зима кончается, весна начинается.
Сорок сороков птиц на сороки прилетают.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
На Сороки сорока кладет на гнездо 40 палочек.
На Сорок святых прилетел кулик из-за моря, принес весну из неволья.
У славян повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. «Бывают, – уверяют опятные старики-крестьяне, – что прилетают жаворонки и раньше, только те непутящие: прилетит и замёрзнуть могут. А уж тот жаворонок, который на сороки прилетит, и тот настоящий, он не сдохнет». Тому, кто его первый увидит и услышит его песню, дарили булку птицу от всей деревни.
На Сороки обычно пекли печение «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на палки плетня и т.п. и, сбившись в кучу, что есть силы кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Взрослые закликали весну на пригорках, пели веснянки. Дети с «жаворонками» залезали на повети, крыши, деревья. Там, где не было возвышенностей, обряды встречи весны обычно проходили на первой проталине. Считали, на счастье, проталинки, «если до сорока досчитать, то по весне горя не знать».
После печеных птичек обычно съедали, а головки их отдавали скотине или отдавали матери со словами: «Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был».
Или печенье раздавали детям со словами со словами «Жаворонки прилетели, на головку сели» – тем самым благославляя детей. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на 4 стороны птицам на корм.
С помощью подобных птичек выбирался семейный засевальщик. Для этого в жаворонка запекалась монета, и мужчины, не зависимо от возраста, вытаскивал себе печенную птичку. Кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригорошни зерен во время начала посева.
В Беларуси основным угощением во время этого праздника являются своеобразные пирожки галепы”. Выпекают 40 штук. А еще вместо жаворонков часто пекли аистов (буклей) – прилет аистов беларусы считали началом весны, в южных областях – пекли куликов. (Плюшки восходят к обряду встречи весны, да и теперь напоминают птицу с расправленными крыльями. А самим этим словом называлась птица-трясогузка).
С этого дня считали, что новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали спать детям, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире, когда «год ломается».
Приметы:
Если на Сороки был морозный день — говорили, что нужно ждать впереди сорок морозов.
Если на крышах домов до Сорок ещё лежал снег, то и на Добровещенне (конец марта — начало апреля) будет снег, а местами пролежит и до Юрья (конец апреля — начало мая).
С Сороками в народе связано очень много примет.
Например, ранний паводок предсказывает быструю и раннюю весну. Также важное значение имел прилёт долгожданных птиц. Если они прилетели, то и весна скоро прилетит на постоянное место жительства. В народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну.
Во что Сороки, в то и Петровки (с 12 июля, сенокосная пора).
С 22 марта и до Зосимы-пчельника (30 апреля) считается сорок утренних морозов.
Если утренники с этого дня продолжаются постоянно, то лето будет теплое.

Еще в этот день было принято проводить гадания. Гадали на пирожках. Молодые девушки пекли сорок пирожков, потом каждая помечала свои. Выпечка раскладывалась на пороге, а потом в дом запускали собаку. Чей пирожок она брала первым, та быстрее пойдет замуж. Гадали и так: в один из сорока пирожков клали монетку, кому этот пирожок попадется, тот весь год счастлив будет.